Александра Шадрина

Издательница

«Этот проект дает возможность женщинам стать более видимыми в публичном поле. Быть в публичном поле, иметь возможность действовать и говорить на свету, не для одного, а для множества адресатов — не то чтобы неотъемлемая особенность нашей жизни. Это то, за что женщинам приходится биться с внешними и внутренними критиками.

В политике, науке, бизнесе — сферах, которые приходят в голову в первую очередь, когда мы говорим об „экспертности“, — женщинам тяжелее завоевать звание экспертки. Ценность вашего опыта и знания определяется критериями, которые придумали те, в чьих руках сосредоточена власть.

Есть некоторый зазор между „экспертизой“, которая предполагает встроенность эксперта во властные иерархии, набор определенных регалий, и „опытом“, который можно приобрести вне этих иерархий, не добиваясь внешнего одобрения. Второй, к сожалению, ценится меньше. Мне кажется, важно приветствовать любой опыт, не обесценивая его. Если у вас есть какой-то опыт, высказывайтесь! Это может быть важно и нужно.

Я занимаюсь низовыми инициативами. Мы с коллегами строим женское писательское сообщество и издательство женской литературы с нуля. Часто это довольно болезненный процесс, когда нет уверенности в своих силах, в своем праве на действие и высказывание, когда в голове постоянно работает калькулятор, взвешивающий достижения.

Присвоить себе какую-то идентичность, не прося подтверждения извне, — шаг довольно смелый. На курсах мы говорим: „Называйте себя писательницами, ведь вы уже пишете“. Однако женщины, которые ходят на курсы Write Like a Grrrl, действительно много работают и участвуют в жизни сообщества, не торопятся так себя называть. Их опасения понятны. От слова „писатель“ в нашей культуре веет какой-то сакральностью, тогда как английский язык управляется с ним куда более либерально. Писателем там зовется и журналистка, и сценаристка, и авторка маркетинговых текстов.

Писательская экспертиза — это то, чем наделяют нас властные институции, то есть издательства, которые принимают решение, публиковать нас или нет, и премии, определяющие наше место в интеллектуальной иерархии. Можно с этими институциями не взаимодействовать и все равно расширить круг читателей, наработать экспертизу и опыт. Распространение новых издательских платформ и проектов, электронный селф-паблишинг позволили многим говорить с читателями напрямую, получить подтверждение от них, а не от закостенелых патриархальных институтов.

И еще одно наблюдение из книжного мира. Мы знаем, что женщины особенно успешны в жанровой прозе и именно жанровая проза продается самыми большими тиражами. Это фантастика, фэнтези, детективы, „сентиментальная проза“. Та же детская литература является нишей, где абсолютное большинство авторов — женщины. Однако все эти жанры противопоставляются настоящей, „высокой“ литературе, то есть являются таким „вторым эшелоном“ экспертизы.

Нужно расшатывать эти иерархии, менять представления, давать голос людям с самым разным опытом, выводить их на свет. Это даст нам разнообразие экспертных мнений, а значит, более четкую картину мира, в котором мы живем».

Биография

Училась в Казанском федеральном университете на филологическом факультете и факультете высшей математики и кибернетики. В РГГУ — по направлению «культурология».

Работала в Фонде независимого радиовещания куратором образовательных проектов, читала лекции о том, как работать со сторителлингом на радио. Занималась PR в издательском доме «Самокат».

Открыла британские курсы Write Like a Grrrl в России. Write Like a Grrrl — это сообщество, которое ставит в центр, поддерживает и продвигает тексты, написанные женщинами и девочками, бросает вызов неравенству, а также вдохновляет женщин и девочек с любым бэкграундом рассказывать свои истории. Редактор No Kidding Press — издательства, сфокусированного на текстах, написанных женщинами.

Также читайте

Мы начинаем публиковать серию текстов о новых явлениях нашего общества с точки зрения женщин и гендерного равенства.  В этот раз Перспектива Sh.e затрагивает тему цифровой реальности. Первую колонку о том, как Tinder стал новым инструментом патриархата, специально для Sh.e написала социолог, редактор проекта Open Democracy Russia Полина Аронсон, изучающая современные способы выражении любви в разных культурах. 

«Этот проект для меня про то, что женщины могут, объединяясь и видя своих, понимая, в какой системе координат находятся, чувствовать, что они не одиноки. Ведь не у всех есть способность противостоять системе самостоятельно. Платформа Sh.e должна показать, что существует много способов самореализации для женщины».

«Сейчас мне кажется, что такой проект о «сестринстве» и вообще о трансляции любых знаний, от диджитал-маркетинга до приготовления raw-десертов, — это то что нужно. Нам всем нужно сделать шаг навстречу, потому как мы все существуем в каких-то своих профессиональных пузырях, а мир огромный и прекрасный».