Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

20%

Дорогие экспертки,

В этой рассылке мы бы хотели поговорить о физике. Завтра сотни тысяч девочек пойдут в школу, но лишь единицы выберут специализацию в физике. Лишь 20% студент:ок и аспирант:ок по физике — женщины. Стереотипы и предубеждения отпугивают многих талантливых студент:ок из исторически маргинализованных групп, в том числе женщин, от занятия физикой. Предубеждения начинаются очень рано, так как уже к 6 годам девочки менее склонны, чем мальчики, верить в свой «истинный ум». Вероятность того, что девушки бросят естественнонаучные и инженерные специальности, несмотря на высокие баллы, намного выше, чем у мужчин. Женщины на курсах физики чувствуют себя менее признанными за свои достижения.

Кажется, что говорить можно сколько угодно, но никогда не будет мало. Уверены, что многие из нас очень любят кино, особенно если выходит какой-то большой фильм, на который надо прямо собраться, чтобы пойти. Так, недавно наша команда дошла до нашумевшего фильма «Оппенгеймер». Фильм действительно достоин похвал, но что бросалось в глаза все три часа, что мы его смотрели? Очень много мужчин, а точнее — отсутствие женщин.

Кристофер Нолан — режиссер этого фильма — славится своей нелюбовью к женским персонажкам, однако в данном случае это все же исторический фильм, о скрупулезном выверении исторических событий в котором написаны целые статьи. Но это и есть самое страшное — замалчивание истории даже там, где сделать это было очень сложно. Поэтому мы решили разобраться в вопросе и рассказать о женщинах, участвовавших в проекте «Манхэттен» (проект по созданию ядерной бомбы США во время Второй мировой войны).

Фильм основан на биографии Роберта Оппенгеймера, который считается создателем первой ядерной бомбы в мире. В фильме представлено огромное количество персонажей, но по большей части — мужчин. Более-менее представлены две персонажки: возлюбленная Джин Татлок и жена Китти Оппенгеймер. Несмотря на то что про каждую можно было бы снять отдельный фильм, здесь они остались лишь в эпизодических ролях. Джин большую часть времени была обнажена, а Китти пьяна и занималась только хозяйством. При этом в реальности Китти была биологиней (кстати, в Манхеттенском проекте она занималась анализом крови на предмет радиации), но была вынуждена бросить карьеру ради семьи (в фильме явно поддерживается троп «жены гения»). А судьба Джин — целая отдельная история. Она была писательницей и журналисткой и училась на психиатерку, а также состояла в коммунистической партии США. И кстати, некоторые историки утверждают, что она была негетеросексуальна, отчего сильно страдала.

Среди непосредственно же ученого сообщества в фильме появляются лишь две персонажки, конечно, буквально на пару секунд: Лили Хорниг и Шарлотт Сербер.

Лили Хорниг была химикиней и приехала работать в Лос-Аламос (закрытый город, где проводились испытания) вместе с мужем. Сначала ее назначили как тапистку, однако как она говорит в фильме: «В Гарварде нас этому не учили», поэтому ее перевели в научный отдел для работы с плутонием. После того как работа с плутонием была признана слишком опасной для репродуктивного здоровья женщин, в 1944 Хорниг перешла в отдел работы со взрывчаткой. Кроме того, Хорниг была феминисткой и после проекта много работала с темой (не)представленности женщин в академии и написала несколько книг об этом.

Шарлотт Сербер в фильме представлена лишь как секретарша Оппенгеймера. На деле — она была нанята библиотекаршей и отвечала за наиболее секретные материалы по разработке бомбы, которые передавались из других локаций проекта. Только у нее был ключ, которым она могла открывать сумку с входящей и исходящей корреспонденцией. Кстати, для этого ее коллега (имя неизвестно) каждый день вынуждена была совершать опасные поездки по извилистой и обрывистой дороге до города Санта-Фе.

Несмотря на то что в проекте участвовало большое число женщин, в фильме их роль была сведена к нулю. Поэтому мы бы хотели рассказать о некоторых из них. Так, авторки книги «Their Day in the Sun: Women of the Manhattan Project» Рут Хоуз и Кэролин Херценберг приводят список из почти 400 имен женщин, занимающихся только научной работой, в то время как в других профессиях их было намного больше, включая позиции водительниц, секретарш, медицинского персонала, няней и т.д. Вот лишь некоторые из них:

Ву Цзяньсюн уехала из Китая в США в 1936 году, где получила докторскую степень по физике. В Манхэттенском проекте она занималась обогащением урана. Несмотря на то что она была близким другом Оппенгеймера, в фильме никак не фигурировала. После войны она продолжила исследования. В 1956 году ее коллеги Ли Чжэндао и Янг Чжэньнин предложили эксперимент для проверки новой теории слабых взаимодействий, который она возглавила (ныне известен как «опыт Ву»). Позднее ее коллеги мужчины Ли и Янг получили Нобелевскую премию по физике, в то время как она осталась без награды. Всю жизнь она отстаивала право женщин заниматься физикой: «Не думаю, что для крошечных атомов и ядер, математических символов или молекул ДНК есть хоть какая-то разница, кто ими занимается — мужчины или женщины», — говорила она.

Леона Харриет Вудс еще в 23 года стала самой молодой и единственной женщиной в группе Энрико Ферми, занимавшейся разработкой и изучением первого ядерного реактора. После этого она продолжила работать с Ферми в Манхэттенском проекте. После войны вместе со своим вторым мужем нобелевским лауреатом Уиллардом Либби разрабатывала метод изучения климатических изменений по соотношению изотопов в годичных кольцах деревьев. В 1979 году вышла ее автобиографическая книга «The Uranium People».

Флой Агнес Ли, или Наранхо Страуд, занималась биологией и гематологией в Манхэттенском проекте, в первую очередь проверяя влияние радиации на работни:ц проекта. Ли происходила из племени Тева индейского пуэбло Санта-Клара и была одной из единиц представитель:ниц коренного населения, занятых в технической работе в Лос-Аламосе. Впоследствии она стала одной из членов-основателей American Indian Science and Engineering Society, отстаивая право коренного населения Америки на образование.

Фрэнсис Данн была единственной женщиной в группе техников по взрывчатым веществам в Лос-Аламосе. Так как ее руким были меньше, чем мужские, она могда доставать то, что остальным не удавалось. Она училась в нескольких университетах, но так и не получила степень, однако в начале войны Данн выучилась на авиамеханика.

Наоми Ливсэй была математикессой, ответственной за проведение расчетов. Она была одной из немногих в проекте, кто идеально разбирался в новых машинах IBM, поэтому она была ответственна за команду, поддерживающую работу машин 24 часа в сутки, а также за выполнение ручных расчетов для проверки машин на наличие ошибок.

Мария Гёпперт-Майер стала второй женщиной, получившей Нобелевскую премию по физике в 1963 году (спустя 60 лет после Мари Кюри) за разработку оболочечной модели ядра. Во время Манхэттенского проекта она работала над делением ядра изотопа урана. После ее смерти Американское физическое общество (APS) учредило премию Марии Гепперт Майер для поддержки молодых женщин-физикесс на начальном этапе их карьеры. Премия открыта для всех физикесс, имеющих степень доктора наук, победительница получает деньги и возможность читать гостевые лекции о своих исследованиях в четырех крупных университетах.

Кстати, знаете ли вы, что над проектом ядерной бомбы СССР Игоря Курчатова тоже работали женщины? Например, Зинаида Ершова возглавила лабораторию по производству карбида урана и металлического урана, которые были необходимы для первого в СССР и Европе опытного реактора. После войны она стала одной из основательниц научно-исследовательского института специальных металлов и продолжила научную деятельность. 

Эта рассылка получилась довольно длинной, однако мы подумали, что так оно и должно быть — все же это, к сожалению, намного меньше, чем многомиллионный трехчасовой фильм. Однобокая медиарепрезентация негативно влияет на то, как мы представляем наш мир. И в частности диктует и поддерживает статус-кво нашего представления об области физики. Именно поэтому очень важно обращать внимание на истории тех, кого систематически из нее исключают.

Ваша, 
Команда Sh.e

Все рассылки