Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.
Исследования общества

что для вас значит феминистский мир?

Женский лагерь “Сенека” за будущее мира и справедливости без ядерного оружия и патриархата, 1983 год, UK (© Joan E. Biren. Courtesy Smiths)

Женский лагерь “Сенека” за будущее мира и справедливости без ядерного оружия и патриархата, 1983 год, UK (© Joan E. Biren. Courtesy Smiths)

 

Привет!

Меня зовут Наташа Баранова. Я очень рада писать эту рассылку для cообщества She is an expert. Это место для укрепления наших связей, вдохновения друг друга и поддержки. Мы делимся нашим видением и приближаем общество, в котором мы будем чувствовать себя безопаснее и счастливее. Спасибо за экспертизу каждой из вас, это бесценный вклад!

Уже больше 10 лет я — часть российского гражданского общества, начинала свой путь как журналистка и редакторка регионального издания “7х7”, затем продюсировала контент в одном из ведущих образовательных проектов “Телица социальных технологий”. С начала полномасштабного вторжения России в Украину я живу в вынужденной эмиграции. В этот период я пересмотрела то, во что я хочу вкладываться больше всего. И это — феминистские способы предотвращения войн и конфликтов. Сейчас я заканчиваю магистратуру на гендерном департаменте в LSE по программе Gender, Peace and Security (Гендер, Мир и Безопасность). Учеба в зарубежном вузе — это, безусловно, большая привилегия, и мне важно делиться с сообществом и с коллежанками теми знаниями и открытиями, которые я получаю. В этой рассылке я сделаю краткий обзор моего основного курса.

Во-первых, само существование дисциплины Gender, Peace and Security было для меня открытием. Это ответ мейнстримным дисциплинам по war studies, и критика патриархальной, милитаризированной, маскулинной международной политики, которая воспринимается как типично “мужская сфера”. Данные это подтверждают: на 2020 год женщины занимали лишь четверть руководящих должностей во всех областях: мужчины по-прежнему составляют 75% парламентариев, занимают 73% руководящих должностей, на их долю приходится 70% участников переговоров по климату и почти весь миротворческий контингент. В 2024 году доля женщин в парламентах стала еще меньше.

Разговор про феминистский мир уходит истоками в борьбу суфражисток и призывы к прекращению первой мировой войны, в 1918 была основана Международная женская лига за мир и свободу (WILPF), которая работает и сегодня. Это разговор про искоренение коренных причин войны. Это разговор о том, как мы должны переосмыслить бинарные понятия такие как война/мир, публичное/частное, мужчины/женщины. Например, “понимать войну как состояние, а не событие, и понимать мир, в котором структуры, практики и дискурсы гендера и войны взаимно подкрепляются” (Hutchings, 2018). Феминистские исследовательницы обращают внимание в первую очередь, на множественное проявление несправедливости и гендерной незащищенности в нашем обществе (домашнее насилие, бедность, дискриминация). Одна из важных концепций в гендерной теории — интерсекциональность, введенное Кимберли Креншоу в 1989 году. Это пересечение разных форм дискриминации по признаку пола, гендера, класса, языка, здоровья, религии и другим категориям. Можно прочитать определение гендера, которое дает ВОЗ.

Значимыми годовщинами защиты прав женщин становятся такие события: 1979 год — Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (CEDAW), в 1993 год — Всемирная конференция по правам человека в Вене; 1995 год – Четвертая Всемирная конференция по положению женщин: действия за равенство, развитие и мир. 2000 год — Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 “Женщины, Мир и Безопасность” (Women, Peace and Security): которая признает ключевую роль женщин в предотвращении и разрешении конфликтов, а также в постконфликтном восстановлении. Одна из ключевых ролей в лоббировании принятия резолюции занимали НКО из стран глобального юга, их главный тезис — нарушение прав человека внутри одной страны — это угроза международной безопасности. Именно активистки подчеркивали эту важную связь.

Резолюция основана на 4 основных компонентах: 1) предотвращение конфликтов; 2) защита прав женщин и девочек; 3) участие женщин; 4) помощь, восстановление, миростроительство. Принятие резолюции было огромным шагом для международного гражданского общества, однако спустя 24 года после ее принятия войны и конфликты продолжаются. Главная критика резолюции заключается в том, что как в обществах, так и в международном секторе безопасности — укоренившийся патриархат и агрессивная маскулинность остаются без внимания. Структуры милитаризма, колониализма, патриархата, глобальной военной экономики, практически не затронуты.

После курса у меня еще больше вопросов, фрустрации о том, какой путь нужно проделать всему обществу, чтобы не было войн. Но в то же время я чувствую надежду, потому что огромное количество феминистских движений и сообществ во всех странах борются за другой мир. Меня поддерживает такой тезис: “феминистская теория — это проект мечтания об ином через язык критики” (Mitra, 2023). Это пространство для альтернативного воображения, для преодоления структурного насилия и всех форм угнетений, и как пишет Джудит Батлер приближения мира, в котором мы можем жить ‘a grievable life’, то есть такую жизнь, которая ценится и оплакивается (Butler, 2004).

В гендерной теории очень важно понятие “феминистского любопытства” (feminist curiosity), введенное Синтией Энло, эксперткой в области феминистских международных отношений. Феминистка белл хукс говорила, что “дети — лучшие теоретики”, потому что они еще не усвоили наши повседневные социальные практики. Как бы не растерять это детское любопытство, даже если мы уже взрослые? Настойчиво, последовательно продолжать задавать вопросы, почему мир устроен так, а не иначе и продолжать подвергать сомнению то, что как будто бы воспринимается как неизбежное и неизменное.

Мы с вами — ‘feminist killjoy’, феминистки-кайфоломщицы (Sara Ahmed), те, кто “убивает радость”, задает сложные вопросы, борется со стереотипами, не терпит сексистские шутки за ужином, подчеркивает несправедливость. Я хочу поделиться с вами той волной феминистской солидарности, которую я получила на программе от профессорок, исследовательниц, активисток, моих однокурсниц из разных стран. Нам также важно находить поддержку для себя и наших сообществ, радоваться, смеяться, жить — это тоже ключевая задача для феминистского проекта. Пожалуйста, не забывайте про это!

Что я рекомендую почитать:
Факты и цифры о резолюции (eng.);
Как РФ противостоит развитию WPS, продвигая “традиционные ценности” (eng.);
Критика резолюции: раз, два, три (eng. рус.);
Феминистские решения для прекращения войн_ы. Серия переводов из книги Feminist Solutions for Ending War
Некоммерческие проекты: GAPs,  Feminist Foreign Policy Center, LSE Centre for Women, Peace and Security. 
Это лишь небольшая часть моих мыслей с программы. Если вы хотели бы оставаться со мной на связи и узнать подробнее про курс или специфическую литературу, я буду рада поделиться с вами любой информацией!

Мой Telegram-канал.

C теплом, 
Наташа 

Все рассылки