Дорогие эксперт:ки,
Для многих из нас начало года — месяц больших каникул. Увы, новогодняя пора уже давно закончилась, и многие из нас вышли в трудовые будни — кто-то раньше, кто-то позже, а кто-то и не прерывался на отдых. Но важно одно — всех нас объединяет труд. Труд может быть оформлен в виде работы, но так и может быть невидимым. Следующие два месяца мы хотим посвятить этой теме наши рассылки и тексты. Дочитайте эту рассылку до конца, потому что там мы расскажем о наших планах сделать небольшое, но очень важное исследование.
На нашем сайте вышел текст нашей экспертки Ольги Пинчук «Работа». Сегодня многие из вас пользуются услугами доставки, чтобы избежать толп в магазинах, однако думаем ли мы, из чего — а точнее из кого — состоят цепочки поставок продукта до конечного покупателя? Особую часть Оля посвящает невидимому новому типу труда работни:ц распределительных центров.
Кстати, если вы пропустили, то советуем посмотреть фильм Хлои Чжао «Земля кочевников», который следует за современными кочевни:цами, которые как раз работают в таких центрах. В 2021 году он собрал шесть номинаций на «Оскар» и получил три, а режиссерка стала второй женщиной и первой азиаткой в истории, признанной «лучшим режиссером».
А теперь давайте вспомним одно из самых знаковых моментов 2023 года для укрепления видимости женской экспертности!
Это присуждение Нобелевской премии по экономике Клаудии Голдин. В контексте этой рассылки это особенно важное событие, так как ее работа как раз концентрировалась вокруг исследования трудового неравенства между женщинами и мужчинами. Что же она смогла доказать?
При обсуждении гендерного равенства в США часто упоминается статистика: «Женщины зарабатывают 79 центов за каждый доллар, который зарабатывают мужчины». Но давайте посмотрим на этот график.
Эта статистика сравнивает медианные заработки полных рабочих дней мужчин и женщин, но не учитывает различия в заработной плате в зависимости от образования, возраста или профессии женщин. Для полного понимания проблемы необходимо рассмотреть разрывы в заработной плате внутри конкретных профессий.
И именно здесь одно из последних исследований Клаудии Голдин показало, что в некоторых сферах, таких как бизнес, разрыв в заработной плате больше по сравнению с другими, например, сферой технологий и науки. Это можно объяснить особенностями работы и наличием или отсутствием гибкого графика.
Так, один из факторов, влияющих на разрыв в заработной плате, — это неравное распределение задач по уходу за детьми, которые выполняют женщины. Исследования показывают, что женщины с детьми сталкиваются с большим разрывом в заработной плате по сравнению с теми, у кого детей нет. Это часто связано с дополнительными обязанностями по планированию расписания детей, уходу за ними в случае заболевания и выполнением домашних дел. «Мужчины могут создать семью и одновременно подняться по карьерной лестнице, потому что женщины предпочитают семью карьере. Страдают и те, и другие: мужчины лишаются времени с семьей, а женщины лишаются карьеры», — пишет Голдин в своей книге «Career and Family. Women’s Century-Long Journey Toward Equity».
Хотя некоторые работы требуют определенного рабочего времени, во многих профессиях есть возможность для большей гибкости. Обеспечивая более адаптивное рабочее время, мы можем способствовать уменьшению разрыва в заработной плате. Исследования подтверждают, что повышение гибкости приводит к уменьшению разрыва в заработной плате. Подробнее об открытиях Голдин можно прочитать в этой статье.
Кто еще получил Нобелевскую премию среди женщин?
Энн Л’Юилье (совместно с Пьером Агостини и Ференцем Краушем) — физика — за создание методов изучения динамики электронов в веществе.
Наргиз Мохаммади — премия мира — за ее борьбу против угнетения женщин в Иране и борьбу за защиту прав человека и свободы для всех.
Каталина Карико (совместно с американским ученым-враче Дрю Вайсманом) — физиология и медицина — за открытие модификаций нуклеозидных основ, которые позволили разработать эффективные мРНК-вакцины против Covid-19.
Можно заметить, что все больше женщин получают Нобелевскую премию, а некоторые даже начинают говорить о намечающемся «перекосе». Но так ли это на самом деле? Чтобы узнать подробнее о гендерном разрыве в присуждении Нобелевской премии, советуем прочитать вот эту статью «Гласной». Для первого впечатления приведем здесь один из графиков этой статьи
К схожим выводам приходят и в исследовании Фонда Ганса Бёклера по Германии, которые показывает, что женщины берут на себя большую часть планирования и организации повседневной жизни в домашнем хозяйстве. Неравномерное распределение неоплачиваемой заботы между матерями и отцами становится очевидным, причем семьи с отцом, работающим полный рабочий день, и матерью, работающей неполный рабочий день, наиболее распространены. В 62% против 20% случаев именно женщина чувствует себя ответственной за выполнение домашних ежедневных задач. Для обеспечения же справедливого распределения заботы необходимо развивать системы присмотра за детьми и гибкие рабочие графики.
Кстати, еще в прошлом году на русском языке в издательстве Individuum вышла книга Сары Джаффе «Дорогие коллеги. Как любимая работа портит нам жизнь» (она, кстати, тоже вышла в прошлом году на русском), в которой она рассуждает о том, как нас заставили «любить свою работу»: «Неолиберализму необходима идеология любви к работе, чтобы скрыть тот факт, что на заре капитализма людей принуждали к труду. Однако сегодня это насилие все чаще выходит на поверхность». В этой книге она рассуждает о том, как помимо самой деятельности капитализм принуждает к эмоциональному труду — при этом он сказывается именно на тех сферах, где непропорционально больше заняты именно женщины.
О таком невидимом женском труде можно прочитать в книге Дарьи Серенко «Девочки и институции», которая не вышла в прошлом году, но зато ее авторка попала в список 100 влиятельных женщин по мнению Би-би-си. Кто еще попал в этот список:
София Косачева (Россия) — начала свою карьеру как учительница оперного пения, но нашла новое призвание, когда познакомилась с группой пожарных в 2010 году. Она сама стала пожарной и создала сообщество для обучения добровольцев, помогающих бороться с лесными пожарами в России.
Шайрбу Сагынбаева (Кыргызстан) — соучредительница магазина For Life, выручку с которого она жертвует на поддержку лечения рака. Ей удалось собрать более 33 000 долларов для 34 женщин, нуждающихся в финансовой поддержке.
Олена Розвадовска (Украина) — помогает детям справиться с травмами войны. Она является соучредительницей благотворительной организации Voices of Children, которая предоставляет психологическую поддержку. Олена приняла участие в номинированном на Оскар документальном фильме «Дом из осколков» и с ее командой опубликовала книгу «Война глазами детей».
Тамара Муридзе (Грузия) — узнав, что была удочерена. Она отказалась от всего, чтобы найти своих биологических родителей и обнаружила доказательства масштабного незаконного усыновления, которое происходило в Грузии с 1970-х годов. Организация Муридзе помогла воссоединить сотни семей, но она все еще ищет своих собственных родителей.
Наталья Идрисова (Таджикистан) — работает с женщинами из отдаленных районов, которые часто сталкиваются с проблемами доступа к электричеству и дровам. Она ищет практические решения, обучает женщин использованию природных ресурсов и энергоэффективных технологий, а также предлагает энергосберегающее оборудование.
Наташа Кандич (Сербия) — документировала военные преступления, включая изнасилования, пытки, убийства и принудительные исчезновения, с момента начала боевых действий на Балканах в начале 1990-х годов. Она представляла семьи жертв разных этнических групп перед Военным трибуналом в Белграде.
В чем же цель этой рассылки? В первую очередь весь этот текст был для того, чтобы сказать вам спасибо! Несмотря на столь существенные структурные проблемы, вы все равно продолжаете делать, казалось бы, невозможную работу. Спасибо вам за это! Мы верим в то, что это неравенство исправимо и что несмотря на все ужасы, которые происходят вокруг, ничей вклад в лучшее будущее не будет забыт. В этом году желаем вам верить в себя и продолжать делать то, что считаете для себя возможным — это уже огромное достижение!
Ваша,
Команда Sh.e
P.S. Мы продолжаем и продолжаем использовать феминитивы, несмотря ни на что. Мы выступаем за видимость женщин*, поэтому мы не можем не использовать их. А если вам нужны аргументы, почему они органичны языку, то хотим напомнить про книгу Ирины Фуфаевой «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция».