Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

дело, тело, конституция

Привет!

Солнце согрело и перегрело нас в первой половине июня. Надеюсь, вы получили от него необходимую порцию витамина Д и теперь все дается вам проще, а на душе – радость. И тут как тут мы с рассылкой. 


Дело

Я, Нурия Фатыхова, засмотрелась сериалом «Миссис Америка» с Кейт Бланшет от сценаристки Дави Уоллер, который вышел в середине апреля, а теперь бесплатно доступен на Кинопоиске.

В этом сериале речь идет о борьбе феминисток за принятие поправок о равных правах, и для меня он стал такой энциклопедией феминизма. Из него я узнала, что задолго до Хилари Клинтон в США уже была женщина – кандидатка в президенты. Это Ширли Чисхолм – первая чернокожая кандидатка, которая очень много сделала для женщин своей страны. Если вы хотите узнать, как в 1970-х годах женщины изменили американскую реальность (и не только американскую), посмотрите «Миссис Америка».

Протесты с лозунгом «Черные жизни важны» продолжают менять Америку. В Фергюсоне (штат Миссури), где окрепло движение Black Lives Matter, 70 процентов жителей – афроамериканцы. Но руководили городом всегда белые. И вот, наконец, мэром Фергюсона стала Элла Джонс – темнокожая женщина. Женщины разных этносов побеждают на выборах в городские парламенты и комитеты и в других штатах. Подробнее об этом пишет The New York Times.

Работы у феминизма еще много. В том числе – менять ситуацию с неоплачиваемым женским трудом. В новейшем исследовании немецкого отделения Oxfam говорится, что женщины во всем мире проводят более 12 миллиардов часов за неоплачиваемой работой. Если бы они получали за это минимальную заработную плату, то итоговая сумма была бы в 24 раза больше, чем прибыль от продаж Apple, Google и Facebook вместе взятых.

Проблему тела, которое инструментализирует экономика, на примере своей бабушки и мамы поднимает в тексте «Домохозяйка потоков: производство мира на факсимильной машине» на нашем сайте Дарья Юрийчук.  И тут неоплачиваемый домашний труд занимает важное место. А его, как мы знаем, во время пандемии стало сильно больше.

Тело 

Название и первые кадры сериала «Миссис Америка» заставили меня вспомнить еще и о конкурсах красоты. Понятно, что борьба против дискриминации женщин помогла понять, что объективация женского тела и внешности – вещь опасная. Конкурсы красоты, формируя идеалы и критерии «правильной женщины» также таят опасность дискриминации женщин по этническому происхождению, типу фигуры и возрасту. Но оказалось, что эти конкурсы до сих пор существуют. Так в феврале в Москве проводили отбор для конкурса «Мисс Россия», международный формат «Мисс мира» тоже все еще выбирает победительниц. Только вот многие страны перестали участвовать в этом архаичном шоу.

Дискриминация по внешности – огромная проблема на рынке труда. The Village опубликовал текст Ольги Карасевой о том, как москвичку Марину Вересову сначала взяли, а потом не взяли на работу, отказав из-за внешности. 

Конституция 

Когда абсурдные представления о роли женщины проникают в законы и государственные инициативы и закрепляются в культуре, еще больше женщин начинают чувствовать себя некомфортно.

В конце мая правительство Саратовской области опубликовало постановление, согласно которому демографический кризис в регионе связан с желанием женщин получать образование и строить карьеру. Председатель «Совета женщин России» Екатерина Лахова, комментируя это постановление радиостанции «Говорит Москва», заявила, что девочек и мальчиков нужно готовить к семейной жизни с начальной школы и использовала слово «старородки».

Ну а государственный переворот, который может случиться 1 июля в России, я имею ввиду референдум по поправкам в конституцию, может закрепить в России институт брака как союз только между мужчиной и женщиной. То есть гомосексуальные люди будут дискриминированы уже и в Конституции РФ. Между тем в других странах мира принимают другие поправки к Конституции. Так, в Швеции в 2003 году закрепили запрет на пропаганду гомофобии. 

В истории нашей страны много примеров законодательной дискриминации, которая после отмены законов осталась на уровне культуры. Оскорбление «старородки», например, связано с одним налогом в СССР. В 1941 году в СССР был введен «налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 процентов зарплаты государству. Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребёнка. С конца 1980-х годов льготы по налогу получили молодожены в течение одного года с момента регистрации брака. Отменили закон в 1992 году.

Еще одна архаичная практика, которой заражена наша культура, – это называть незамужних женщин после тридцати старыми девами. Журналистка Саша Сулим завела блог, чтобы проблематизировать эту тему. 

Вот такой телесной получилась наша рассылка. 

Хорошо вам провести последнюю неделю июня!

Ваша,
Нурия Фатыхова.

Все рассылки