Привет!
Помните, в прошлой рассылке мы писали, что ни одна африканская писательница не была номинирована на Нобелевскую премию мира? Наши внимательные читательницы заметили, что это не совсем так. Мы ошиблись, но в этом нет ничего страшного: сейчас все исправим. Экспертность начинается с уверенности.
Например, есть Надин Гордимер. Хоть и рожденная в семье еврейских иммигрантов и оказавшаяся, по ее словам, «по благоприятную сторону цветового барьера», Надин Гордимер всю жизнь прожила в ЮАР, активно боролась против апартеида и в своих литературных трудах освещала проблемы расизма и социальной несправедливости. В 1991 году она стала первой и единственной женщиной из Африки, получившей Нобелевскую премию по литературе.
Но как насчет писательниц-африканок? Мы обнаружили как минимум два десятка имен потрясающих женщин, которые не только писали прекрасные книги, но и влияли своим творчеством на политику и общество.
В Гане мы нашли первую женщину-драматурга в Африке – Кристину Ама Ата Айду. Главными темами ее творчества были самоутверждение женщины как личности и преодоление предрассудков.
В Кении – Маргарет Оголу, которая была не только писательницей, но и замечательным врачом и правозащитницей. Ее первая книга описывает жизни нескольких поколений кенийских женщин и затрагивает темы политических изменений, СПИДа и роли женщин в африканском обществе.
Нигерийская писательница Флора Нвапа в 1970-х одной из первых основала собственное издательство; Пенина Мухандо – танзанийская драматургиня – стояла у истоков Theater for Development (интерактивного театра, привлекающего маргинализированные слои общества к гражданскому участию); именем Бесси Хед была названа ботсванская литературная премия, а сенегальская писательница Мариама Ба, продвигавшая эмансипацию и право женщин на образование, в 1979 году написала роман «Такое длинное письмо», который был включен в список двенадцати лучших африканских книг XX века.
Южноафриканская квир-поэтесса Колека Путума в 2018 году стала самой продаваемой поэтессой в истории ЮАР (главный сборник – «Коллективная амнезия»/«Collective Amnesia»); а Хаджия Билкису Салису Ахмед Фунтува писала романы о женщинах-мусульманках народа хауса (Нигерия), сочетая тему прав женщин с вопросами религии и этничности.
Ну и, наконец, наверное, самая известная в России африканская писательница – Чимаманда Нгози Адичи. Представительница нигерийского народа игбо, она написала потрясающий роман «Половина желтого солнца», повествующий в том числе о событиях гражданской войны в Нигерии в конце 1960-х. Роман получил престижную американскую литературную премию Orange Prize, а в 2014 году был экранизирован. Все романы, кстати, переведены на русский. А еще очень советуем посмотреть ее выступление «Мы все должны быть феминистками»/«We Should All Be Feminists» на TedX, видеозапись которого собрала больше двух миллионов просмотров.
Нигерийско-финская и шведская писательница Минна Салами выпустила недавно книгу «Чувственное знание. Подход черной феминистки к каждому», в которой рассказывает о возможности альтернативной системы знания. «Европатриархальному знанию», которым можно завладеть, как собственностью, она противопоставляет «чувственное знание», которое предполагает страсть и ощущается «как живое, словно друг». В этом интервью Минна Салами говорит также о радости и ярости – и их революционной силе. Текст перевел новый участник нашей команды Андрей Плотницкий и опубликовал его в коллекции she на сигме с еще двумя важными переводными интервью: с деколониальной философиней Марией Лугонес, которая говорит о существовании на лиминальном пространстве вдоль границ; и с Сильвией Федеричи – о том, как капитализм захватывает наши тела.
Много сегодня имен, да? То ли еще будет! She is an expert запустил новый видео-проект о женщинах в философии – «Философия. Женский род». В нем современные женщины-философки будут рассказывать о других философинях разных времен. Так, мы обращаем внимание на женские имена, которые затерялись в прошлом, и на тех женщин, кто занимается философией прямо сейчас. В октябре в разделе She is an expert на Colta вышли две лекции проекта.
Первая – Дианы Гаспарян о Харриет Тейлор-Милль (1807–1858), чья работа затерялась в текстах другого человека – ее супруга Джона Милля. Кое-кто признает «лишь интеллектуальную поддержку, обмен идеями и обсуждения, которые велись в их паре». Однако Харриет Тейлор-Милль существенно дополняла книги мужа, а также писала и собственные очерки о правах женщин, положении рабочих и критике религии.
И вторая – Оксаны Гончарко о Диотиме Мантинейской, создательнице одного из ключевых понятий философии Платона – «платоновского» эроса. На примере Диотимы можно рассмотреть вопрос о механизмах исключения или включения женщин в поле обсуждения философских идей.
Вот россыпь имен, которые могут быть освещены в проекте (их хватит для целого курса по философии).
Античность: Аспазия из Милета, Гипатия Александрийская, Диотима, последовательница кинизма Гиппархия из Фракии.
Средневековье: Кристина Пизанская, Модеста Поззи, Мари де Гурне, Лукреция Маринелла и Елена фон Друшковиц, Эмили де Шатле и Гарриет Тейлор-Милль.
XIX и XX века: Джудит Батлер; Мадина Тлостанова и Мария Лугонес; деколониальные философини Мона Ахмад Абузайд; осмысляющая арабский феминизм и идеи исламской философии Сибилла Кремер; аналитик языка Донна Харауэй; Сейла Бенхабиб; Оэронке Оэвуми с ее «Этика полового различия»; теоретикесса черного феминизма Люс Иригарей; Ханна Арендт; Симона де Бовуар; Лу Андреас-Саломе; Айн Рэнд; Мария Осовска; философ морали Вольтарина де Клер; Роза Люксембург
Уф. Стоит сохранить этот текст в закладки, как думаете? И давайте производить знание вместе.
Ваша команда Sh.e