Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

проснулись ужаснулись

Ну что, сменим перспективу sh.на перспективу коронавируса? 

Нет, потому что Covid-19 обнажил проблемы неравенства. В том числе и гендерного, которому противостоит проект she is an expert. Что показалось нам важным в марте?

КОРОНАВИРУС

Коронавирус, пишет The Atlantic, стал катастрофой для феминизма, потому что отбросил женщин на много лет назад, заставив сидеть дома с детьми или выполнять двойную нагрузку. При этом многие женщины на карантине заперты вместе со своими абьюзерами, пишет The Guardian. Пока весь мир моет руки, в странах, где идет война, например, в Сирии, женщины не могут помыть своих детей, потому что по факту живут на улице, заявляет The New York Times.

В России о пандемии коронавируса как о пандемии гендерного неравенства пишет основательница sh.e Нурия Фатыхова. В статье об экономике заботы для «Новой Газеты» она обращает внимание, что в России большинство медработников – женщины. И после спасения людей от коронавируса они возвращаются домой, где их ждет вторая – неоплачиваемая – смена по заботе о близких. Нам нужна новая экономическая модель, говорит Нурия Фатыхова, в которой забота о людях является главным приоритетом.

Философ Джудит Батлер написала колонку (перевод на русский здесь) о том, что вирус не дискриминирует, а вот люди – да. Как будет использована вакцина и лечение, когда они будут придуманы? Батлер опасается, что в США это будет решать рынок, что лишь усилит радикальное неравенство. Вирус сам по себе не дискриминирующий, но мы сделаем его таковым, так как мы воспитаны «взаимосвязанными силами национализма, расизма, ксенофобии и капитализма». 

Антрополог Александра Архипова рассуждает о хейтерстве в адрес ученых, выступающих публично, и обнаруживает, что вероятность получить критические замечания не по теме выступления у женщин выше. В контексте мартовских событий особенно заметно, как легко условные Терешкова, Санникова или женщина-вирусолог из Ухани огребают не только за свои действия, но и за то, что они женщины определенного класса или происхождения.

НАУКА

С коронавирусом все как-то забыли про глобальное потепление, от которого нас может спасти доступ женщин к образованию и репродуктивному здравоохранению, пишет The Verge, ссылаясь на доклад проекта Drawdown. Женщины с образованием чаще имеют возможность контролировать рождение детей, заводят их позже и меньше. Таким образом меньше людей оставляют экологический след. Составители доклада подчеркивают, что речь не идет о контроле за популяцией, который является частью расистской и ксенофобной истории.

КИНО

В сеть выложили красивый фильм о женщинах Дагестана «Они тоже мечтали» Елены Срапян и Александра Федорова. Из фильма узнаем о разделении труда по принципам XIX века: мужчины не должны таскать тяжелое, для этого есть женщины и ишаки – и о том, как у женщин отобрали больницу Айшат Магомедовой, где они лечились, набирались сил и порой скрывались от насилия.

Таскать тяжести можно, когда за это ничего не платят. А вот когда женщина хочет обрести престижную профессию, то тяжести тут же перестают быть женским делом. «Мемориал» запустил кампанию #AllJobs4AllWomen о списке запрещенных для женщин профессий и снял фильм о том, как этот список мешает конкретным морячке, спасательнице и шахтерше.

Американскому кинопродюсеру Харви Вайнштейну дали 23 года тюрьмы за преступления сексуального характера. Снежана Грибацкая объясняет, почему приговор справедлив

А вот другому кинодеятелю, обвиняемому в насилии, Роману Полански, дали премию Сезар. На церемонии награждения актриса Адель Энель (Мария Кувшинова написала о ней профиль в «Афише»), сама пострадавшая от сексуальных домогательств в детстве, встала и вышла из зала. Писательница Виржини Депант написала по этому поводу яркий и вдохновляющий текст «Встаем и сваливаем». В пятый раз читаю, и снова сдавливает горло на словах: 

«Адель встает и сваливает. В этот вечер, 28 февраля, мы не узнали ничего особенно нового о распрекрасной французской киноиндустрии. Но зато мы узнали, как носить вечернее платье. Как броню. И как ходить на каблуках — так, как будто идешь разрушить этот дворец до основания и камня на камне не оставить. Как идти вперед с прямой спиной, с застывшей от гнева шеей, с расправленными плечами. Самый прекрасный образ за сорок пять лет церемонии — Адель Энель, спускающаяся по лестнице к выходу и аплодирующая вам. Теперь мы знаем, как это — когда кто-то сваливает и шлет вас нахуй. За этот образ, за этот урок я отдам 80% моей феминистской библиотеки» (перевод Вани Соловья)

АНАЛИТИКИ РОССИИ

Представители аналитического центра при правительстве России, Минэкономразвития, МИДа, Росстата и других супер важных ведомств составили отчет для ООН о достижениях в устойчивом развитии. В документе они заявили, что разница в зарплатах женщин и мужчин в России (32,6 тыс. против 45,5 тыс. руб.) связана с «традиционным внутрисемейным разделением труда», пишет РБК. Несмотря на странные формулировки, доклад может быть полезным источником статистики – о соотношении женщин и мужчин на госдолжностях, в советах директоров, в бюджетной сфере; есть также официальные цифры по домашнему насилию.

СКАНДАЛ В ФЕЙСБУКЕ

Скандал случился в дизайн-мире. На престижный российский «Дизайн просмотр» (билеты стоят больше 50000 рублей) позвали выступать только одну женщину-дизайнера. Инджила Самад Али написала, что это позор, а ее коллега по цеху Свят Вишняков, написал резонансный пост, в котором перечислил 50 известных специалисток по дизайну, которых можно было бы позвать на этот форум. 

А в вашей профессиональной сфере происходят такие вещи?

САМИЗДАТ

Рекомендуем феминистское издание 9 марта – «онлайн-журнал для женщин, которые помнят, что после 8-го всегда наступает 9-е марта». Основные темы – «опыт женщин из других стран в политике, законодательстве, гражданских инициативах; карьера; семья и отношения; психология и телесность; женщина в городе и т.д.». В общем, всё, как у нас в рассылке, только сайт с авторскими текстами! Например, текст о таком хитром виде абьюза, как экономическое насилие. Если ваш партнер единолично принимает решение об общих тратах и скрывает свою зарплату – возможно, вы в группе риска.

Еще найдено англоязычное медиа Migrant Women Press, посвященное мигранткам. Редактор – Джулиана да Пена, бразильская журналистка, которая жила в разных странах. На сайте можно найти тематические подборки фильмов и книг, а еще можно написать свой текст, если вы мигрантка – и его опубликуют.

ЭМПАУЭРМЕНТ

Посмотрите, как Дарья Беседина и Екатерина Енгалычева выступают против поправок в Конституцию РФ с трибуны Мосгордумы. Повод так себе. Но как приятно видеть молодых и компетентных женщин в политике!

Ваши,
Sh.e
И конкретно я, кто писала текст,
Наталья Зайцева.

 

P. S. Нурия в последний момент придумала сделать еще одну рубрику – МНЕНИЕ ЭКСПЕРТКИ SH.E и поговорила с оперным критиком Полиной Дорожковой, создательницей телеграм-канала «прорвемся опера» и нестандартного свадебного агентства ЗАГС


Полина, как ты себя чувствуешь в этом невероятном фантастическом и трагичном марте 2020?

Преимущественно сопереживаю людям, которые многое теряют из-за пандемии и пытаюсь поддержать тех близких, которые чувствуют себя опустошенными. В текущей ситуации не чувствую, что у меня есть моральное право транслировать страх и распространять тревожные флюиды – не потому что их нет внутри меня, а потому что сейчас они могут кому-то хорошенечко навредить. Собираю конструкторы из запасных планов и корректирую их каждый день.

Как то, что случилось с нами и миром, повлияло на твою работу и уклад жизни?

Отмена всех публичных культурных мероприятий –  это очень сильный удар по всем моим проектам. Пришлось распрощаться со всеми лекциями, спецпоказами, поездками. К моей большой радости, осталась работа с текстами – на ней, из-за сокращения внешних импульсов, стало чуть легче сосредоточиться. А еще, конечно, появилось много времени для моего оперного телеграм-канала, который в будничной интенсивности отходит на второй план.   

Если ты еще в ЗАГСЕ, как там с любовью и свадьбами? Как предполагаешь справляться с кризисом? 

Любовь пока никто не отменял, а все свадебные праздники из зоны риска мы с моей коллегой Соней Польской переносим на безопасную дистанцию. Наша свадебная активность превратилась в работу с таймером, который хаотично переставляет кто-то другой – берем в работу новые данные, обрабатываем, снова реагируем на новые данные без паники и с достоинством. 

Как ты отвлекаешься от трагичных новостей? 

В изоляции оказалось, что можно слушать оперу на весь дом десять часов подряд – и никому не покажется это возмутительным. Это главный источник моих приятных впечатлений, вместе с недолгими прогулками в парке и мятно-имбирным отваром. И еще конечно духоподъемные фоточки енотов, которыми мы обмениваемся с моей близкой подругой каждый день.

Все рассылки