Привет!
С вами Наталья Зайцева. Вот мы и проснулись в новой стране с новой Конституцией. Хотя лично я ничего не почувствовала. Как и вчера, сегодня нам ничего не остается, кроме как менять жизнь на уровне микрополитик.
В этой рассылке будут тревожные новости. Но будет и поиск решений. Потому что важно вернуть контроль.
А новостей, которые вызывают гнев и беспомощность, много. Остановлюсь подробно на двух.
Хутмат Довлетмирзаева извинилась перед мужем и свекрами своей дочери, погибшей при неясных обстоятельствах. Смотреть на эти кадры тяжело: Хутмат стоит и извиняется, а два мужчины вальяжно сидят на лестнице и смотрят мимо.
Что случилось. В Гудермесе 23-летняя Мадина Умаева, скончалась якобы из-за эпилептического припадка, упала. Похоронили девушку спешно в тот же день, без законных процедур и установления причины смерти. Тело не показали матери. Слухи о том, что муж забил Мадину до смерти из-за телевизора, купленного на детские пособия (у Мадины было трое детей), привели к тому, что мать девушки, Хутмат Довлетмирзаева, потребовала эксгумацию. К этому моменту общественность Чечни кипела, кавказские женщины возмущались несправедливостью. В Гудермес приехал глава Чечни Рамзан Кадыров и отчитал местных мужчин за то, что те позволяют своим женщинам сплетничать. Про Хутмат сказал, что у нее нет доказательств, и что в семьях «бывает, что муж побивает». Кадыров приказал Хутмат вернуть внуков в дом мужа дочери. Чеченское телевидение сообщило, что после эксгумации патологоанатомы не выявили следов насильственной смерти. Но полные результаты экспертизы еще не готовы, сообщает Радио Свобода.
Что делать?
Распространять информацию и пост женщин из группы Подслушано. Феминизм. Кавказ, которые добиваются внимания СМИ, честной экспертизы и расследования этого дела.
Бороться с кризисом экспертности.
Житель Бугульмы изнасиловал свою полуторогодовалую дочь. В содеянном он признался на суде, гинеколог (который осматривал девочку после того, как ее привезли на скорой с кровотечением) подтвердил, что травмы не могли быть нанесены случайно. Но – барабанная дробь – городской суд состава преступления не нашел. Судья объяснил свое решение тем, что у подсудимого не было желания удовлетворить сексуальные потребности – он совершил это из злости, после ссоры с женой («просто психанул», как сказал обвиняемый). Такую новость опубликовала газета Вечерняя Казань – там же другие подробности дела: в суд подала мать пострадавшей девочки, но во время разбирательства она изменила свое мнение. Супруг навещал ее во время разбирательства.
Прокуратура Бугульмы, к счастью, не согласилась с судьей и подала апелляцию в Верховный суд РФ. Но сам факт чудовищного решения (насильник продолжает жить с семьей) возмущает. Насколько непрофессиональным должен быть судья, чтобы принять такое решение при наличии всех доказательств и экспертиз?
Не признан был даже «легкий вред здоровью», как пишет газета. Хотя травма сексуального насилия в младенчестве – совсем не легкий вред. Если бы в суде в качестве эксперта оказалась кандидат психологических наук Каринэ Серебрякова, она бы рассказала, что сексуальное насилие над младенцами случается чаще, чем нам кажется, и имеет ужасные последствия для человека.
Судьи в России должны быть интеллектуальной элитой страны: они получают зарплату от 70 до 240 тысяч рублей и рано выходят на пенсию, которая составляет примерно столько же, сколько зарплата.
Как минимум грамотными должны быть и те, кто берется за переписывание главного закона страны, как вы считаете? Но делают это те, кто допускает ошибки в бюллетенях («вы одобряете изменения в конституцию?»). Примерно такие же грамотеи принимают бодипозитивные изображения женского тела за порнографию, и просят присудить за них художнице Юлии Цветковой шесть лет лишения свободы.
Вы скажете: это последовательная государственная политика. Наверное, так. Но вершат ее те, кого на высокие посты приводит эффект Даннинга-Крюгера, то есть неспособность осознать ошибки в связи с низким уровнем квалификации. А обратным синдромом самозванца при этом страдают люди действительно знающие. И часто – женщины, так как им с детства внушают быть скромнее.
Сайт she is an expert борется с кризисом экспертности в России. Заявляйте о себе в профессиональном плане! Пусть компетентных влиятельных людей станет больше.
Для нашего совместного проекта с Colta Анастасия Ходырева сделала интервью с Мари Давтян. Мари борется с домашним насилием на законодательном уровне и в суде: лоббирует закон о домашнем насилии и руководит целой сетью адвокатов по всей стране. Объяснять, что такое насилие и как оно устроено, Мари и ее коллегам приходится на всех уровнях – от Госдумы до академии.
Но даже если вы не юристка, а, например, трансгендерная диджейка, как Индира Эктова, которая помогает трансженщинам феминизировать голос, ваш вклад важен! И мы ждем вас на Shе is an expert.
Все получится.
Ваши,
Sh.e