Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

отсыпем селфхелпа

Привет! 

Эту рассылку мы пишем вместе: Наташа Зайцева и Нурия Фатыхова. Мы решили в этот раз сделать ее аффирмативной селф-хелп рассылкой. 
Аффирмации – это фразы, которые в книжках о самопомощи советуют повторять, чтобы достичь желаемого и оставаться в тонусе. Они относятся одновременно и к настоящему, и к будущему. Итак, наши аффирмации.

«Все больше людей понимают, что насилие недопустимо»

Регина Тодоренко сделала хороший фильм о домашнем насилии при участии Анны Ривиной (фонд «Насилию.нет»), Алены Поповой (проект «Ты не одна»), Мари Давтян и других специалисток по борьбе с этой проблемой. Фильм посмотрели более четырех миллионов человек.

А студентки МГУ на сайте DOXA выступили против домогательств и сексистского поведения преподавателей. Публикация вызвала общественную дискуссию, которая здорово проанализирована в статье Анны Наринской для Новой газеты «Конец харизмата? В чем смысл скандала на филфаке МГУ».

«В России появляется живая деколониальная мысль»

Критическая статья Нурии Фатыховой «Зулейха против Зулейхи» о сериале и книге Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» набрала двадцать тысяч просмотров на Colta.ru. Пожалуй, в первый раз деколониальное высказывание имеет такой резонанс в российских медиа. «Мне было больно оттого, что люди рассуждают о моей истории и моей идентичности с колониальной близорукостью, не видят за мелодраматичностью сюжета проблемы советской ассимиляции народов и не понимают, почему я так взволнована», – пишет Нурия.

Еще один текст, написанный Викой Кравцовой с деколониальных позиций, о той же книге, вышел на сигме в феминистском проекте Ф-письмо – «Зулейха открывает глаза в (пост) колониальной России»: «Мне бы очень хотелось, чтобы на полке рядом с Зулейхой стояла книга, где «русский» геро_й не выступает в качестве «универсального субъекта», а постколониальная оптика сочетается с оптикой феминисткой, формируя у читател_ьниц интерсекциональную чувствительность».

«Женщины объединяются в производстве знания»

11 мая в открытый доступ был выложен документальный фильм Donna Haraway: Story Telling for Earthly Survival о Донне Харауэй – мыслительнице с мировым именем. В фильме она говорит в частности и о том, как важно цитировать женщин. Как важно называть имена тех, кто навел_а тебя на мысль. Донна Харауэй говорит об этом в контексте работ Урсулы ле Гуин, Джоанны Расс, Наоми Митчисон и других писательниц-фантасток, чьи художественные книги фактически являются философскими трудами. Призыв Донны Харауэй можно понимать и шире: если мы, женщины, не будем отдавать дань уважения другим женщинам, то в историю по-прежнему будут попадать одни мужчины.

На этот отрывок из фильма обратила внимание украинская художница Ася Бездырева, а ее пост процитировал телеграм-канал о труде «кафе-мороженое»: «...когда мы ссылаемся друг на друга, мы делаем нашу работу видимой и создаем новые поля для действия. Ведь ничто не существует само в себе — мы сплетены. Footnotes, ссылки — это форма заботы».

И мы продолжаем ссылаться! Например, на мнения эксперток на сайте sh.e. Наш новый материал называется «Отчужденный труд. Как смириться, если невозможно избежать». Татьяна Арефьева спросила об этом четырех специалисток: переводчицу Надежду Лебедеву, гештальт-терапевтку Елену Пестереву, социальную исследовательницу Ольгу Пинчук и когнитивного психолога Ксению Линкевич. Их ответы мы резюмировали в десяти практических советах.

О том же – совместном производстве знания – наш новый спецпроект с Colta.ru, который курирует редакторка кольтовского отдела «Искусство» Надя Плунгян. Героинями публикаций под ее началом станут феминистки, которые занимаются «работой по производству смыслов» и сталкиваются с сопротивлением и стереотипами. В программном тексте «Можно ли остаться в профессии, выступая с феминистских позиций?» Надя Плунгян пишет: «было бы неплохо самим решить, какие именно вопросы нам интересно обсуждать помимо дежурных реакций на очередные новостные поводы». 

«Мы работаем над тем, чтобы плохое не повторилось»

Заметили, как наступило лето? Это наша первая рассылка лета 2020. В середине мая, я, Нурия Фатыхова, собиралась вам написать. Но вокруг стало столько всего происходить, что мне пришлось подождать. Теперь я оглядываюсь назад, на прошедшую весну, и многое, что случилось, кажется уже нереальным. А вам? 

Мы решили иногда переводить интересные тексты, написанные женщинами для иностранных медиа, и публиковать их на самоорганизуемом медиа сигма. В этот раз у нас эссе индийской писательницы Арундати Рой «Пандемия – это портал в новый мир», опубликованное в апреле в Financial Times. Она рассуждает о кризисе в медицине, а в итоге о человечности – на примерах США и Индии. О том, что человеческая жизнь, если это жизнь небогатого человека, давно перестала что-то значить для государственных систем. Но кризис этой весны показал, что болезнь бедняка может сказаться на здоровье общества богатых. Как государства будут с этим обходиться? 

Чтобы плохое не повторялось, с ним надо что-то делать прямо сейчас! Об этом много лет кричат активистки и активисты движения #BlackLivesMatter, которые борются за то, чтобы законы США защищали всех одинаково. После убийства чернокожего парня Джорджа Флойда полицейским в Миннеаполисе, протесты против насилия и расизма вспыхнули по всей стране. На демонстрациях не обходится без провокаций, но в большинстве городов люди протестуют мирно. Я вот засмотрелась видео из Лос-Анджелеса. Разбираясь в историях полицейского насилия в США, я думаю о функциях, которые отданы полиции в России. Станет ли полиция в России гендерно разнообразной? Начнет ли заниматься профессиональным предотвращением насилия, а не практиковать его? Хочется общественной дискуссии об этом.

«Женщины мотивируют женщин»

Если бы вы посмотрели фильм Юрия Дудя про Кремниевую долину, вы могли подумать, что IT-технологии – исключительно мужская сфера и что все россияне, достигшие успеха в Калифорнии, – мужчины. Это не так! Ответ Дудю подготовила редактор Forbes Woman Юлия Варшавская. Она поговорила с россиянками, которые добились успеха в Кремниевой долине.

Кстати, у одной из калифорнийских россиянок – Альбины Ицхоки, занимающейся инновациями на Netflix, есть свое видео о том, как она строила карьеру в США, переживала расизм в России и восстанавливала свою самооценку.

И напоследок. Вы заметили, что мы смело используем феминитивы. Я, например, использую слово экспертка. Вообще феминизация языка – большая тема. И мы к ней не раз будем возвращаться. А пока прочитайте текст  «Принцессы и пацанессы: книга Ирины Фуфаевой о феминитивах» на kimkibabaduk о том, что феминитивы в русском языке были всегда. И что, например, названия жительниц городов, сел, поселков, планет, названия представительниц этносов и национальностей, а также последовательниц религий язык требует использовать в женском роде.  

Мы вернемся к вам уже скоро – через пару недель! Спасибо, что читаете нас!

Ваши Наталья Зайцева и Нурия Фатыхова.

Все рассылки