«Проект Sh.e привлекателен для меня как солидарная платформа женской экспертизы. Ведь кто такой эксперт? Задаваясь этим вопросом, я уже нахожусь в пространстве языка, ориентированного на мужчину. И дело не только в феминитивах. Образованные женщины, соединяющие компетенции и опыт, выступают такими же экспертами. Но совершенно очевидно, что есть запрос на солидаризацию, общую консолидированную позицию женщин-эксперток, которые хотят быть услышанными, привлеченными, полезными. Для чего? Для общественного блага самих женщин. Уверена, далеко не все из них ассоциируют себя с феминизмом, но думаю, что для подавляющего большинства ценности самореализации, гендерного равенства, просвещения являются ведущими.
Последние волны феминизма с неизбежностью обнаружили расхождения между самими женщинами по различным основаниям — и прежде всего по социальным. Но общественные дискуссии в отличных друг от друга национальных контекстах осуществили важную позитивную критику этих различий — и сегодня мы наблюдаем примеры масштабного международного женского активизма.
Очевидно назревает потребность в пересборке гендерной общности на иных основаниях консолидации. В таком контексте я вижу старт проекта Sh.e и свидетельство выхода женской экспертизы за пределы университетов, фирм, организаций, предприятий. Для меня это способ противодействия энтропии традиционного мира.
Поскольку я преподавательница и исследовательница, то мне близок пафос просвещения. Я читаю курсы по социологии семьи и гендера, по биографии, и содержание этих курсов вместе с актуальностью гендерных сюжетов из повседневности постоянно вызывает обсуждение со студентами острых вопросов социально-культурного фона.
Например, можно разобрать, как устроена визуальная реклама, но гораздо интереснее вместе со студентами провести ее экспертизу на предмет сексизма и направить в ФАС соответствующее письмо, убеждаясь в очередной раз в незыблемости традиционных основ. Или провести исследование на трех московских заводах на тему дискриминации, не произнося такого слова, чтобы обнаружить целый комплекс социальных проблем, которые сопровождают почему-то исключительно женские карьеры рабочих на заводе.
Совсем другой пример изучения социальной мобильности в семьях крупных предпринимателей показывает, что и другие социальные слои, которые принято относить к имущему классу, также не лишены консерватизма и традиционности в вопросе того, что надлежит делать образованным девушкам из приличного общества.
Исследование и преподавание как две важные части самореализации социальной исследовательницы, к которым я себя причисляю, позволяют удерживать важный баланс между воспроизводством социально ангажированного знания и его расширением за счет исследовательской практики».
Окончила отделение философии Латвийского госуниверситета. Доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, автор около 100 публикаций. Некоторые из проектов: «Устная женская история: Россия переходного периода», «Жизненные истории угнанных в Германию во время Второй мировой войны на принудительный труд», «Историческая память поколений как механизм социализации и социальной идентификации: сравнение России и Польши», «Биографический метод в социологии», «Реконфигурация отцовской роли: поколенческая динамика, отцовские компетенции и практики», «Межпоколенная социальная мобильность от ХХ века к ХХI: четыре генерации российской истории», «Исследование семей владельцев капиталов», «Социальная мобильность российской элиты: событийный анализ», «Социальные контакты 90-х».