Sorry, you need to enable JavaScript to visit this website.

секс должен быть приятным, а женщины – видимыми

Спорная территория 1: выдуманные педофилы или реальное насилие?

В связи с несколькими судебными делами обострился разговор о сексуальном насилии над детьми. Разговор этот всегда сложен. Неумение говорить о сексуальности сплетается с незнанием того, как устроено насилие. В российском контексте добавляется еще и тотальное недоверие следственным органам и судебной экспертизе. В результате любые обсуждения конкретных дел сводятся к слепой вере: он это сделать мог/он это сделать не мог. Таким упрощенным дискурсом отличаются не только кампании защиты в соцсетях, но и статьи в СМИ. При этом по-прежнему в журналистских расследованиях мало внимания уделяется результатам экспертизы и показаниям ребенка. Зато много – социальному портрету подсудимого и его комментариям. Блогеры и журналисты часто транслируют стереотипы о сексуальном насилии над детьми, когда стремятся защитить подсудимых.

Например, используют термин «педофилия» вместо «насилия над детьми», что переводит фокус на насильника, и помещает всю тему в область патологии. Но педофилия – редкое психическое расстройство, а сексуальные действия в отношении детей – частое явление. И совершают их обычно люди без диагнозов, близкие ребенку. Невинные слова, которые выбирают журналисты (например, не «мастурбировал», а «потрогал») также затемняет смысл произошедшего.

Журналистский язык статей о насилии необходимо менять! Делать его более конкретным и менее стыдливым, так как стыдливость покрывает насилие. И не помогает разобраться. Надеюсь, скоро на сайте Sh.e появится текст на основе лекции «Как становятся сексуальным агрессором» психолога Светланы Марковой. Светлана работает в США с осужденными за насилие, а также осуществляет экспертизу. Разговор с ней был записан в рамках публичных встреч проекта Тебе поверят, на его сайте много информации, которая поможет перестать транслировать мифы о сексуальном насилии над детьми.

Кстати, проект Тебе поверят создала Юлия Кулешова после того, как ее собственная история о пережитом насилии вызвала много сотен откликов: «Это были длинные и подробные рассказы, часто очень похожие на историю автора: не замечающие матери и — отцы, дяди, братья, друзья семьи, делающие с детьми то, что в законе называется сухим “действия сексуального характера”. И то, что меняет детскую жизнь навсегда».

Мне, как редактору сайта She is an expert, в свою очередь хочется сделать текст о том, как проводится экспертиза – психологическая и медицинская – в судебных делах о сексуальном насилии над детьми. Особенно в регионах. Если вы знаете специалисток в России, которые занимаются подобной экспертизой, пишите мне averinat@gmail.com

Спорная территория 2: новая волна #metoo

В твиттере начался спонтанный флешмоб: девушки стали рассказывать о домогательствах в медиасреде и о неподобающем поведении в отношениях. Бурление длилось не один день, упомянуто было множество имен, и какой-то одной ссылки для описания всего скандала нет. Однако последствием – впервые в России! – стали несколько увольнений, причем как в небольших компаниях, так и в корпорациях; последовало множество символических реакций, покаянных постов и заявлений о необходимости разработки кодекса поведения с коллегами в разных компаниях.  

Впрочем, не обошлось и без обвинений в том, что новая волна #metoo с настоящего насилия переключилась на «просто неприятный секс». По мне так это неплохо: лучше, чтобы секс был приятным. Кажется, в этом его смысл?

У меня все. Передаю слово своей коллеге, создательнице She is an expert Нурие Фатыховой.
 

Сокрытие имен, прогулки по лесу и феминистские утопии за любовь

В августе не хочется потерять ни минуты лета! Наслаждаться им. Надеемся, вам это удается. А нам удается продолжать развивать наш проект!

Весь июль мы снимали видео первой части курса лекций «Философия. Женский род». Это лекции о женщинах, имена которых не очень известны, и которых не проходят на философских факультетах. Тем не менее они внесли большой вклад в развитие философии и осмысление мира. Мы расскажем о Диотиме, Кристине Пизанской, Эмили де Шатле, Елизавете Богемской, Харриет Тейлор Милль, Вольтарине де Клер и других. Также мы покажем современных российских женщин, занимающихся философией и развивающих идеи философок. Многие из них уже в нашей базе эксперток: это Татьяна Левина, Диана Гаспарян, Валерия Костякова и Мария Рахманинова. Так что осенью обязательно покажем вам, что получилось.

Этим проектом мы хотим привлечь внимание к умолчанию женских имен в академических дисциплинах. Например, курс «Политической философии» Шанинки почти не называет женщин-философов, а преподавательский состав у них выглядит очень гомогенно. Вот как на этом фото:

 

Припоминание

К счастью, появляются площадки, где имена выдающихся женщин называют. Таким будет проект Феминистские утопии. Вы можете присоединиться к проекту, если расскажете, как вы представляете себе феминистскую утопию. Что обязательно должно быть в идеальном феминистском будущем?

Иногда имена выдающихся женщин можно встретить случайно. Так произошло со мной в прошлые выходные. Я отправилась в подмосковную усадьбу Мураново, где жил поэт Баратынский и дети Тютчева. Там часто бывали европейские и российские аристократы и талантливые люди своей эпохи. Среди них – три женщины, о которых я ничего не знала. В Мураново висят их портреты. 

Это тетя поэта Тютчева Надежда Шереметьева, носившая строгое каре вместо причесок своего времени. Она была духовной матерью Николая Гоголя, писавшего о ней: «В мои болезненные минуты, когда падает мой дух, я всегда нахожу в них <письмах> утешение и благодарю всякую минуту руку провидения за встречу мою с Вами».  


Портрет армянской княжны Анны Абамелик кисти Брюллова поражает. Княжна была первой переводчицей русской поэзии на европейские языки. Она перевела на французский Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, на английский — Туманского, Апухтина, и на русский — Гёте, Гейне, Байрона. 

Судьба поэтессы Евдокии Ростопчиной – пример того, как патриархальное общество реагирует на амбиции и таланты женщины. Ростопчина была талантливой писательницей, но публичная критика ее игнорировала. Ее травили, император Николай I даже запретил появляться в столице. У Евдокии помимо стихов осталась повесть «Счастливая женщина». Ее я планирую найти и прочитать.



В Мураново обращает на себя внимание еще один портрет: трехлетнего поэта Федора Тютчева, который одет в девичье платьице с большим декольте. Это доказательство интересного факта из истории гендерных практик. В XVIII и XIX веках до четырех-пяти лет воспитанием детей занимались исключительно женщины. Деления детей на мальчиков и девочек не было, если речь заходила об одежде и игрушках. Мальчиков одевали в женские одежды. Детской моды тогда не существовало, для детей просто копировали модели взрослых. Отсюда и декольте на будущем поэте. Гендерный роли и представления изменчивы.

Для того, чтобы имена женщин припоминали, надо что-то предпринимать! Так думали основательницы первого российского феминистского издательства No Kidding Саша Шадрина и Света Лукьянова

В нашем совместном с Сolta разделе She is an expert вышло интервью со Светланой. Этот текст лично меня заряжает уверенностью в себе. Он очень терапевтичный. Времени ждать разрешения на творчество у женщин просто нет. Долой синдром самозванки!

Мир из определенной точки

«Когда я говорю, что испытывала расизм на своем опыте, мне, как правило, не верят или задают сомневающиеся вопросы — чаще всего это делают русские люди, потому что нерусским всё и так понятно», – пишет соосновательница проекта Fem Talks, экспертка Sh.e Лана Узарашвили в тексте о расизме на нашем сайте. 

Лана прекрасно рассказывает о том, что такое расизм в России на своем опыте. Это проникновенный рассказ, который не оставит вас равнодушными.

Алгоритм любви

«У меня было ощущение, что он выбрал себе в меню "подружку для секса" и никакой другой роли у меня быть не могло. То есть я не могла быть собой, живым человеком, способным развиваться». 

Это цитата из интервью с Жюдит Дюпортей. Как-то у нас на Sh.e был текст Полины Аронсон про тиндер. Теперь наша экспертка взяла интервью у исследовательницы Тиндера для Colta.ru. Впечатляет. Прочитайте!

От меня на этот раз все. Я собираюсь взять с собой в отпуск несколько новых книг, написанных женщинами-учеными. Обязательно расскажу о них, как только вернусь).

P.S. А еще у нас на сайте вышел текст о том, как внимание к собственному телу помогает выжить в карантин. Его написала соматический практик Полина Быховская. Из текста вы узнаете, как проглаживание собственных границ помогает разотождествиться с ситуацией. И прийти в себя (после такого длинного письма, например).

Ваши,

Sh.e

Все рассылки